Цель публикации - получить ОС от опытных психологов, конструктивную критику. Если статья кому-то из присутствующих здесь поможет, уже хорошо, сделал доброе дело)
Модель профориентации школьников
Сразу прошу прощения за большое количество букв. Их придумывал не я.
Введение
Профориентация - это период, через который каждый год проходят миллионы школьников по всему миру. Кому-то легко определиться и выбор профессии не будет для него вопросом. Кому-то здесь помогли родители или психологи, а кто-то решил взять все в свои руки. Для кого-то это первое в жизни важное решение, для кого-то – далеко не первое...
Но у всех этих людей есть кое-что общее. Это решение повлияет на их жизнь, возможно, даже изменит ее направление. И не важно, принимали решение они, или кто-нибудь другой. Просто вот повлияет и все.
Это осознают многие. Поэтому определиться с выбором профессии и ВУЗа этим людям очень сложно. Они боятся потратить просто так 5 лет своей жизни. Скучно и без пользы провести лучшие годы. Боятся быть непонятыми другими. Боятся учить никому ненужные предметы и, в результате, быть никому не нужными специалистами.
Если эти страхи оправдаются, тогда незачем заканчивать ВУЗ. А действительно… зачем? Если проблема в деньгах, то можно, например, стать фрилансером и зарабатывать не меньше 1000 евро в месяц. Не зависимо от возраста, образования и места жительства. На мелкие расходы хватит. Потом нанять еще несколько таких «студентов» и можно будет семью прокормить. И вообще, деньги – это ваши идеи…
Если вы хотите казаться умными, разговаривать научным языком, чтобы вас никто не понимал, но все очень вас уважали, то здесь ВУЗ тоже не нужен. Почему? Потому что за пять лет чтения энциклопедий вы станете намного умнее, чем за годы обучения в ВУЗе. Эффективность просто выше. Результат один.
Если вы просто идете в ВУЗ потому, что все так делают, или вас просто родители заставляют, то … все что могу сделать это пожелать вам удачи. Она вам понадобиться.
И если вы нормальный человек, который сам управляет своей жизнью, отвечает за свои поступки, не ноет и просто живет в кайф, то, думаю, вы что-то полезное для себя в этой статье сможете найти. Статья написана для вас! Теперь коротко о предпосылках написании статьи и целях.
Предпосылки
Сам собираюсь поступать в ВУЗ. Кроме того этот ВУЗ еще находиться в другой стране (Россия). В интернете информации довольно много, но очень часто она противоречит сама себе. На сайте ВУЗа все очень красиво расписано, а когда читаешь отзывы и мнения учеников, то всегда открываешь для себя что-то новое. Ну а когда общаешься со студентами из этого ВУЗа, открытие это настолько велико, что можно было бы тебе присудить Нобелевскую премию. Из-за этого я очень часто менял свои решения по поводу высшего образования. Хотя нет, все начиналось гораздо раньше. У меня была одна «проблема». Я никак не мог определиться со специализацией. Выбрать факультет, на котором я буду обучаться. Это очень сильно (как я понял потом) давило на меня. Как это так, многие приятели уже нашли что-то свое, то, чем они готовы заниматься. Чему они, по ходу дела, готовы посвятить свою жизнь.
Потом проблема перестала быть проблемой. Ведь выбор профессии ограничивает вас. Причем довольно сильно. В итоге появляется неуверенность в выборе, как реакция самосохранения. Зачем умным парням и девчонкам ограничивать себя? Накладывать какие-то рамки? Особенно разносторонне развитым личностям. Виноваты ли мы, что у нас в жизни много увлечений. Зачем посвящать себя чему-то одному, если можно заниматься всем? В итоге, мысли о том, что университет/институт/академия дают тебе только какие-то определенные навыки, умения, знания, развивают вашу личность в каком-то направлении, сделала выбор намного легче. Эта мысль и легла в основу этой статьи.
Мы будем просто продолжать делать то, что хотим и учить то, что считаем нужным. А ВУЗ будет помогать нам в этом. Следовательно, стоит выбрать специальность, которую ты сам бы не освоил, где тебе нужна помощь со стороны научных сотрудников. Или специальность, обучение которой - кайф. Я сделал свой выбор. Построил планы. План «Б» и «В» тоже есть. Обрел твердую позицию в этом вопросе. Теперь трудно будет повлиять на мое решение. Но возможность его изменения тоже учел. Гибкость…
Другие приятели, которые тоже находились в поисках, порадовались за меня. И попросили объяснить, как я пришел к своим решениям. После очень долгого объяснения их глаза заблестели. Спустя всего месяц я их увидел. Этот месяц я работал над моделью, а друзья испытывали все на своей шкуре. В итоге они поблагодарили меня за мои идеи. Я с их помощью я внес некоторые коррективы в модель, кое-что исправил. В итоге один из них предложил опубликовать ее в СМИ, чтобы каждый, кто столкнется с такой проблемой выбора, не любил себе мозги, а пошел по готовой схеме. Именно так я и сделал.
Цели
• Выбрать специальность и ВУЗ за минимально короткий промежуток времени, учитывая все факторы, которые влияют на выбор.
• Сохранить устойчивость к изменению.
• Иметь в запасе еще 5-6 вариантов.
Нафиг мне этим заниматься?
Чтобы сделать свой собственный выбор. Выбор, к которому вы придете САМИ. Учитывая само собой финансовый фактор, мнения родителей, друзей, любимой собаки и т.д. Поэтому, в случае, когда все пойдет не так, ныть и скидывать вину на других уже будет очень глупо. Это хорошо как для тебя, потому что ты становишься более ответственным, так и для других (не отравляешь их жизни своими проблемами).
Специфика. Возможно ли предусмотреть все?
Предусмотреть все случаи я не мог. Да и просто не хотел. Моя модель ориентирована на людей, которые по каким-либо причинам собираются учиться в Высшем Учебном Заведении за границей. Таким людям сделать выбор намного сложнее. Люди, которые собираются учиться в своем родном городе, тоже могут ею воспользоваться, но придется и ее немного видоизменить. Например, на выбор ВУЗа может еще повлиять его месторасположение (насколько долго до него ехать/идти). Или еще девушка/парень, которая собирается поступать на другую специальность или в другой ВУЗ, но вы очень хотите проводить больше время вместе.
Чем мне придется заниматься, чтобы достичь поставленных целей. Что от меня требуется?
Начнем с ресурсов.
Дано:
• Вполне вменяемый и адекватный человек
• Проблема выбора места учебы
• Желание учиться и действовать
• Полная ответственность за свою жизнь и решение в частности
• Минимум 20 часов свободного времени
• Интернет
• Улыбка до ушей на протяжении всей работы. Это важно! =)
Сразу поясняю необходимость столь больших временных затрат. Тот объем информации, с которым вы столкнетесь на пути к полноценному выбору, достаточно велик. Это не только сайты ВУЗов и отзывы студентов, но и информация о специальности как таковой, возможностях поступления именно на эту специальность в данный ВУЗ, о вступительных испытаниях и программе обучения.
Вы когда-нибудь задумывались о том, что стоит за громкими и многообещающими специальностями? «Бизнес и администрирование», «Биоинженерия и биоинформатика», «Клиническая психология», «Связи с общественностью (PR)», «Организация и технология защиты информации»… Знаете ли вы, в чем отличается реклама от пиара? Маркетинг от коммерции? Повар от каменщика? И это лишь малая часть того, что будет загружено в ваш мозг.
Проставили на дано везде галочки? Все ОК? Идем дальше! Если нет, то лучше дальше не читать. Все равно ничего не получиться. А если так, то зачем тратить свое свободное время?
Ход работы: определяем психологическую предрасположенность к определенным видам деятельности. Выбираем то, что нравиться. Далее определяем те ВУЗы, в которых мы бы хотели учиться. В зависимости от ценностей, соотносим ВУЗы и специальности и делаем окончательный вы… нет, не выбор, а рейтинг. Тем самым не ограничиваем себя одним вариантом. Вроде здесь тоже все легко. Главное соблюдать последовательность действий. Ибо в голове получиться каша.
Начало начал
Для большей наглядности я разделил всю модель на стадии (шаги). Их всего 5. Каждый шаг важен. Причем необходимо их выполнять в строгой последовательности, дабы не наделать, как я, много ненужных действий и ошибок.
Шаг 1. Психологические установки.
• Обучение ради знаний. Эта установка позволяет перешагнуть через рамки «престижных – не престижных» ВУЗов.
Думаете, что ВУЗ – это возможность поступить на престижную и высокооплачиваемую работу? Жаль, но это полный бред. Будущее место работы зависит не только от твоей профессиональной подготовки, но и от твоих личных качеств. Причем, если кто-либо из читателей уже устраивался на работу в серьезную фирму и проходил собеседование, то знает и может подтвердить, что диплом ВУЗа имеет второстепенное значение. Куда больше работодатели ценят умение говорить, твой внешний вид и стиль одежды, твое мировосприятие. Им важно то, что новое ты сможешь принести в эту компанию. Что ты, как человек, которому они будут платить внушительную сумму денег, сможешь сделать для развития компании. Поэтому, для того, чтобы получить хорошую работу, гораздо более эффективно было бы продвижение себя, как специалиста. Формирование своих взглядов в соответствующей области, получение опыта работы. Очень помогают здесь личные публикации на страницах журналов и рунета. Для всего этого необходимо свободное время, поэтому целесообразно было бы обучаться в ВУЗе с небольшой нагрузкой. В итоге, работодатели будут искать тебя, а не ты их.
• Мнение о престижности профессии. Ломаем рамки…
Общество давит на нас своими мнениями, убеждениями. Этому давлению достаточно трудно противостоять. Поэтому у абитуриентов появляются определенные предрассудки о престижности профессии. Сейчас престижными считаются экономические, управленческие и ИТ-специальности. Связано это с высокой оплатой их труда. Но с высокой оплатой каких специалистов? Самых лучших? Нет, вряд ли. Самых худших, начинающих. Похоже на бесплатный сыр в мышеловке… вроде заканчиваешь ВУЗ, получаешь диплом и идешь без проблем работать. Но не все так хорошо, как кажется. Например, будущим экономистам предстоит выучить достаточно внушительный курс математики. И вообще, предметом их изучения не являются способы заработки капитала. То есть, если ты экономист, то не обязательно у тебя будет много денег. И, наоборот, у тебя может быть много денег, даже если ты не разбираешься в финансах. Специальность «менеджмент» многие работодатели не считают специальностью. Дипломы не котируются. Дело в том, что человек должен, прежде всего, разбираться в области, где он работает. И лишь потом получать навыки управленца. Так можно пройтись по каждой специальности. Поэтому очень важна личная предрасположенность и желание учиться. Если человек станет лучшим в своей области, а это возможно лишь с очень высокой мотивацией, то проблем с оплатой труда у него не будет.
• Специальность ВУЗа не определяет будущее место работы.
Если ты учишься на математика, то тебе не обязательно становиться ученным. Есть много сфер применения этой науки. Никто не запрещает занимать должность управленца или создать свой собственный бизнес. Можно учить математику для себя. Для развития способности логически мыслить. Математика – хороший тренажер для ума. Это говорил, какой-то умный мужик. Для себя можно потом выучить курс экономики и стать более востребованным специалистом, чем «чистые» экономисты. Причем, стоит упомянуть, что тенденции рынка очень быстро меняются, и учиться и осваивать смежные специальности придется всю жизнь.
• Увлечение только частной стороной профессии не означает, что ты предрасположен к ней.
И опять… на примере объяснить легче. Многим хотелось бы стать журналистом. Им хотелось бы публиковать в модных журналах, выступать в телепередачах … но журналистика на этом не заканчивается. Чаще всего они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое, к тому же, озвучит другой (диктор на ТВ). Когда такие люди поступают на соответствующую специальность, то скоро понимают что выбрали не то. Лучше такие увлечения оставить в рамках «хобби». С другой стороны, если вы уверены, что это ваше призвание, то никто не имеет ничего против. Главное, это попытаться «увидеть» будущее. Быть готовым ко всему.
FOXiM
Регистрация: 13 апр 2009Offline Активность: авг 29 2010 20:25