Дорогие други
У нас на форуме есть вполне себе обеспеченные участники, но каждый из них с чего-то начинал.
Буду признательна, если вы сможете написать ваши истории о том, как вы пришли к достатку. Вариант "пахать" понятен, но кроме пахать есть еще телодвижения, которые хорошо бы выполнять, чтобы через N лет выйти на приятную сумму на счете.
В данной теме можно, но не обязательно (если будет интерес и желающие поделиться знаниями, то будет смысл создать отдельную тему) освещать вопросы инвестирования.
НЕ обязательно расписывать как и каким бизнесом вы занимаетесь, но было бы любопытно если вы расскажите как к нему пришли и какие ваши личные качества помогают в вашей работе.
- ежедневно вести учет финансов,
- анализировать статьи расходов,
- оптимизировать расходы через покупки в распродаже и отслеживании акций,
- оптимизировать расходы через утепление жилья, смену лампочек на диоды или энергосберегайки, ношение одежды по сезону (чтобы не болеть и не тратиться), ведение ЗОЖ,
- делать покупки только по спискам, стараться избегать спонтанных покупок,
- если случаются спонтанные покупки, разбираться с их причиной, устранить причину,
- завести "Журнал выброшенных продуктов" (прилагаю),
- при покупке вещей ставить напоминашку за пару 3-5 дней до окончания срока возврата, чтобы не забывать вернуть,
- завести несколько срочных счетов с капитализацией процентов,
- настроить автоплатежи на эти счета,
- использовать карту с кэшбэком с автоматическим перечислением кэшбэка на срочные счета,
- использовать вообще любые кэшбэк сервисы и инструменты,
- расплачиваться в течение месяца кредиткой с кэшбком, потом закрывать ее с зарплаты в льготный период,
- продумать как развиваться в профессии, составить план прокачивания полезных для профессии скиллов, выполнять его, при достижении нужных навыков запрашивать на работе зарплату выше или менять работу,
- подумать и написать какие есть вообще скиллы и хобби и варианты их монетизации (эти моменты предлагаю тоже обсуждать в этой теме, чтобы автор коммента расписал, а форумчане накидали идей).
Что еще добавите?
Учет доходов и расходов. Отсюда
Сразу оговорюсь: это только МОЙ взгляд, сформированный по паре книг и массе полезной информации на этом форуме. Есть моменты, с которыми не каждый может согласиться, но все ж мы разные :) Даже фин. гении Шеффер и Киосаки по-разному смотрят на одно и то же. Мы уж тем более имеем право на различные взгляды!
Итак (порядок произвольный – по мере поступления мыслей в голову),
учёт расходов бесполезен. Он должен идти в паре с учётом доходов. Именно поэтому я предпочитаю думать об учёте финансов/ финансовых потоков/денежных потоков. Как ни назови, а звучит позитивнее, чем расходов!
Из этого следует ещё то, что надо сверять остатки. Ежедневно, еженедельно, ежеквартально - решать Вам. Но пересчитывать содержимое кошелька периодически надо. Разницу можно записывать как «Корректировка».
детализация статей учёта должна быть достаточной. С доходами - по источникам: зарплата членов семьи, леваки, социальные выплаты (стипендии, пособия на детей и пр. - каждая отдельно), финансовая помощь близких (как «подарки» или если она постоянного характера, то можно разделить «От Мани», «От Вани», «От остальных»). Так же и с расходами. При этом не надо впадать в другую крайность - дробить до мелочей. Резинки с браслетами можно отнести к бижутерии. И помаду с лосьоном делить не всегда целесообразно. В общем случае детализация должна быть такой, чтобы самые значимые по суммам категории (3-5 самых затратных/доходных) были понятны: у многих это продукты и авто, у кого-то образование. Если питание занимает 10-15% месячных трат, то надо ли его дробить на мясо и напитки?
Всё это нужно для того, чтобы отчётливо представлять структуру трат, что поможет в дальнейшем.
обязательно нужен анализ. Как, что и от чего считать решает каждый сам. По сути это не важно. Можно вести учёт только в абсолютных величинах (пришло Х рублей, потрачено Y рублей, осталось Z рублей), можно и в относительных (потрачено Х% от дохода). Совсем от процентов я не готова отказаться потому, что их легче анализировать. При этом я знаю, что 20% это, допустим, 3 000.
Лично Я делаю так: расходы анализирую в процентах, беря за 100% - сумму расходов. В дополнение к этому можно посмотреть, сколько % от дохода потрачено в целом.
Что даёт нам анализ?
а) Понимание того, где есть перевес. И если обязательные платежи (оптимизированные) никуда не деть и не изменить, то все остальные статьи легко меняются одна в пользу другой. Пример: посмотрели на табличку и видите: на газировку уходит столько же, сколько на косметику. При этом косметики Вам не хватает, а вот газировку все пьют даже не замечая. Выход? Варить компоты, а газировочные деньги отправить на косметику. Всё зависит от приоритетов и конкретных цифр.
б) Понимание того, что в первую очередь стоит оптимизировать (самые затратные статьи) Если идёт на питание 20 и на проезд ещё 10, то обращать внимание на кафе раз в месяц за 500р стоит далеко не в первую очередь. Сперва подумать: что едим и не купить ли проездной?
в) Осознание того, каков прожиточный минимум ВАШЕЙ семьи. Со своими предпочтениями и привычками. И понимание того, какие источники доходов в большей степени его формируют.
даты поступления денег не должны ни на что влиять. От них надо отстраниться. Накопить сумму месячных затрат и рассчитывать на неё. А все доходы - в конверт будущих периодов (то, что останется после пополнения стабфонда). При этом для накопления подобной подушки считаю оправданным какое-то время выделять меньше на стабфонд (или не выделять вовсе). Особенно если зп в первых числах месяца.
период планирования у каждого свой. День, месяц, неделя, год. Я сейчас не о личном финансовом плане, а о планировании расходов. У большинства стоит месяц. Лично мне месяц много. Свою систему на данный момент расскажу в следующем сообщении. Детализация планирования тоже своя и может меняться со временем. Можно начать хотя бы с метода 4х конвертов (то есть в неделю не больше ХХХ и не важно на что). Можно сразу выделять: на проезд ХХХ, на питание YYY и на прочее ZZZ.
РАЗУМНЫЕ отклонения от плана возможны. Не надо ждать месяц, если что-то сломалось, а в бюджете не заложено. Особенно если средства на это есть (см. конверт из п.4) и в следующем месяце это обязательно починится. Но важно понимать грань между хотелкой и необходимостью. У каждого они свои.
Все желания должны быть систематизированы. Шубу, машину, сковородку, ТВ, отдых на ГОА. Разбиты на «хочу» и «надо». Разбиты на суммы (дорогие/средние/мелкие). Внутри разбиений расставлены в порядке приоритетов. Вот тогда на них и собирать не сложно. Копишь себе помаленьку, иногда балуя себя мелочами из списка. И всё хорошо.
Никого не ущемлять! В вышеуказанных желаниях должны быть желания каждого члена семьи. И равномерно! А не сперва всё для ребёнка, потом для папы, а уж потом, если дело дойдёт, то для мамы. Всем по чуть-чуть. И потом ещё по чуть-чуть.
И самое главное. НЕ СТРЕМИТЕСЬ ОБЪЯТЬ НЕОБЪЯТНОЕ! Беби-степс - наше всё! Учёт, стабфонд, анализ, разделение накоплений, фин. цели... Не надо хвататься сразу за всё! Это мало кому под силу сразу потянуть.
Я бы шаги расписала так.
Шаг 1. определиться с методом учёта (тетрадь, программа, он-лайн сервис)
Шаг 2. ввести текущие остатки
Шаг 3. Начать вводить траты. Раз в неделю сверять (можно чаще). Не получается сразу всё учитывать? Да хотя бы сверку раз в неделю проводить – уже замечательно! Это даст информацию о фактических тратах.
С поступлений (их тоже записывать в программе учёта) откладывать в резерв. Для хотелок (если хочется ими заняться прям сразу) выделить единый конверт. Для всех сразу.
Шаг 4. Когда шаг 3 войдёт в привычку, и когда наберётся база за несколько месяцев, начать анализировать. По итогам анализа – планировать.
Шаг 5. Когда планы начнут выполняться сами собой, можно счёт хотелок дробить на части. Для наглядности и удобства.
Ну а дальше уже инвестиции – это другой разговор.
Сообщение отредактировал 0.anzhelika.0: 27 Декабрь 2020 - 23:49